Который я только что досмотрел, оставил противоречивые впечатления. О них в этой заметке и пойдёт речь. Внимание: далее по тексту обязательно будут спойлеры, и если вы ещё не смотрели, то я вас предупредил.
Сериал не потерял своей главной силы — как всегда отличная, великолепная игра актёров, много напряжения, эмоций, неожиданных поворотов и событий. Но, в отличие от предыдущих сезонов, в некоторые сюжетные ходы лично мне было очень трудно поверить.
Впрочем, кто-то считает иначе.
По мне, так третий сезон «Карточного домика» даже лучше, чем первые два
— Andrey Kozenko (@akozenko) March 14, 2015
Это неудивительно, ведь у каждого свои представления о политике и о том, как она может выглядеть.
Лично мне понравилось то, как показана предвыборная борьба, как раскрыты характеры кандидатов, их намерения и методы, все эти интриги и торговля постами, противопоставление принципов и проявления беспринципности. Заметны некоторые шероховатости, упущения и упрощения (как, например, странное упоминание по телевидению предположения, что Андервуд, возможно, проиграет праймериз в Айове из-за того, что его жена Клэр пару дней (!) не появляется на публике вместе с ним), но в целом всё прилично.
Между тем накал страстей в отношениях между звёздными супругами держит в напряжении все тринадцать эпизодов. Наводящий на грустные мысли приставучий проницательный писатель, неудачная история с назначением мужа жены на нехилый пост, опостылевшая до тошноты предвыборная работа, и всё так просто, и всё так сложно… И любая развязка возможна, ожидать можно всего. В общем, пять баллов из пяти за «бунт Клэр».
Только хорошее можно сказать и об истории реабилитации и «восстановления в должности» верного слуги Дага Стемпера. Одна из лучших сюжетных судеб, делающих сериал таким интересным, один из самых красочных сложных характеров, в котором добро безостановочно борется с злом, и зло почти всегда побеждает.
Теперь об обещанных минусах и противоречиях.
В принципе, потеря персонажей по ходу сезона не всегда такой уж и минус, но всё же — немного неожиданно и скомкано убрали журналистку Айлу Сайад из президентского пула репортёров, и совсем уж внезапно и практически никак не обоснованно из сериала исчез крутой политический фигурант от республиканцев Мендоза. Кроме того, непонятно самоустранение Реми, который два сезона демонстрировал главенство карьеры и денег в его жизни, а тут вдруг подался в дауншифтеры; скорее всего это означает, что мы этого персонажа больше не увидим, во всяком случае, не в таком объёме.
Больше всего вопросов у меня возникло к внешней политике, проводимой Фрэнком Андервудом и его кабинетом, показанной именно в таком виде в сериале — неправдоподобна она не только в принципе, но и для мира «Карточного домика».
Думаю, не один я удивился, когда президент США, наш любимый прохвост Андервуд, которому всегда что-то нужно от тех, с кем он контактирует, приглашает на невероятную в наше время встречу в Вашингтоне с президентом России дурочек из «Пусси Райот», которые ведут себя как дурочки, и это всё чуть ли не в прямом эфире на весь мир. От «Пусси Райот» главному герою ни в качестве президента, ни в качестве мерзавца точно ничего не нужно, и уж тем более на тот момент он не ставит перед собой цель потроллить зловещего «российского лидера» Петрова.
Как мне кажется, этот эпизод, как и само по себе камео Толоконниковой и Алёхиной (помимо того, что на видео, в третьей серии есть ещё не менее глупо выглядящие выступления девчонок) использованы в чисто пропагандистских целях, равно как и совершенно невероятная история с гей-активистом, посаженным в российское СИЗО и повесившимся на ремне первой леди США в её присутствии. Пусть это остаётся на совести создателей сериала, но лично я был немного разочарован, если можно так выразиться, уровнем риторики. Ну не бывает такого в реальной жизни, не бывает и точка.
О российском президенте Викторе Петрове, думаю, много говорить не надо. Данный персонаж в общих чертах демонстрирует, как по мнению создателей сериала в глазах американцев и лояльного мира должен выглядеть Владимир Путин. Коварным, безжалостным, хитрым, обидчивым и жёстким политиком, предпочитающим язык силы, подавляющим в своей стране свободу слова и ущемляющим права разного рода меньшинств. Да ещё и любящим неслабо выпить. И красивых женщин. У наших пропагандистов на это всегда готово что-то вроде «Абамка-абезьянка», так что обе стороны хороши. Другой вопрос, к чему это идейное противостояние нас всех приведёт…
Ещё о внешней политике — либо я невнимательно смотрел, либо чего-то не понял, но скажите мне, зачем половину сезона уговаривать русских войти в коалицию под эгидой ООН и ввести в Иорданскую долину миротворческие войска, а потом, после относительно небольшого инцидента, торговаться и уговаривать их оттуда выйти? И потерпевшее фиаско якобы «расследование» этого инцидента, когда американский спецназ под покровом ночи попадает под обстрел русских на территории, неподконтрольной ни одной из участвующих в стычке стран, выглядит как минимум глупо. Такое чувство было, что вся эта история с миротворческой миссией натянута и специально запутана, чтобы казалась важной. Впрочем, в последние годы американские «миротворческие» вторжения на Ближнем Востоке и в реальной жизни зачастую выглядят не менее бессмысленными.
Далее. «Америка Воркс», конечно, интересная тема. Но абсолютно не связана с реальностью. Никто бы не дал никакому президенту таким образом поступить с резервами и попытаться лишить субсидий нуждающихся в соцподдержке слоёв населения. Да и эта завязка с объявлением чрезвычайного положения в связи с высоким уровнем безработицы как-то слабовата. А вообще любопытная идея — работа для каждого за счёт накопленных резервов и полного сокращения расходов на нетрудоспособных. Но так экономика, и к сожалению и к счастью, не работает.
На этом у меня всё. Как бы там ни было, смотреть было интересно. Очень. Хотелось бы пожелать этому замечательному сериалу значительно снизить градус интереса в отношении реальной внешней политики США до уровня ниже маразматичного, использовать в арсенале как можно меньше топорной пропаганды и стараться вот так не отправлять посланий Путину.
И ещё одно. Последний, довольно-таки грустный тринадцатый эпизод совсем не разочаровал. Отличная песня в начале играет, вот решил её найти и напоследок поделиться.
Glory, Glory, Hallelujah!
Я пока в процессе просмотра, но я вообще не понял или упустил где-то вот что: зачем было вообще войска в Иорданию вводить? Т.е. внешние причины понятны, борьба с терроризмом и все такое, но личная выгода Френка в чем? Там почти в любом его действии есть его выгода, но в этом действии я суть не уловил.