По старой доброй традиции во многих изданиях и блогах (да что уж там, не ошибусь, если скажу, что почти во всех изданиях и блогах) в декабре-январе каждого года авторы подводят итоги уходящего-ушедшего года. Поддерживая эту традицию, хочу сегодняшней бессонной ночью поговорить о кино.
По-настоящему хороших фильмов в этом году было мало, несмотря на то, что в улан-удэнских кинотеатрах и на торрент-трекерах я бывал весь год регулярно и наверняка из вышедшего на экраны мало что пропустил. По этой причине назвать лучшие фильмы года для меня не составит никаких затруднений. Единственная загвоздка — память может подвести, так что существует вероятность того, что пост будет обновляться.
Невероятная жизнь Уолтера Митти
Первым в моём рейтинге выступает замечательный фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти», который вообще-то вышел в прокат осенью 2013 года, но в России показывался с 1 января 2014.
Мне никогда особо не нравился Бен Стиллер, всякие «Знакомства с родителями» и иже с ними. И фильм этот смотреть по той же причине мне не хотелось — очередная хрень про маленького американского офисного служаку, который вдруг получает то, о чём и мечтать не мог, думал я. К примеру, что-то наподобие «Брюса Всемогущего» с Джимом Кэрри.
К счастью, мой брат посмотрел этот фильм и порекомендовал его мне. В общем-то, я оказался прав в своих ожиданиях — это кино про маленького человека, задавленного грузом окружающей действительности, который внезапно (при этом без каких-либо фантастических обстоятельств) «расправляет крылья», в результате чего исполняются его мечты — он получает женщину и славу.
Но не это главное. Вся романтика, вся красота природы и прелесть приключений и путешествий делают этот фильм исключительно вдохновляющим и духоподъёмным. Хочется бросить всё и поехать куда-нибудь в Гренландию пить пиво и кататься на велосипеде.
Не нужно бояться перемен и трудностей. Бери и делай, делай и побеждай. Рви шаблоны, расширяй границы, выступай за рамки. Вот чему учит Уолтер Митти. Отличное кино для семейного просмотра.
Отель «Гранд Будапешт»
Снова позитив — необычная комедия режиссёра Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт», в котором задействован ряд голливудских актёров первой величины.
Лёгкое, доброе, ироничное, яркое и красочное кино прекрасно подойдёт для просмотра долгим зимним вечером. Необычно, красиво снятое, оно переносит зрителя в пародийную реальность первой половины прошлого века, где в исключительном порядке царит хаос и неразбериха, где невозможно предположить, какой поворот событий нас ждёт через минуту, и что в очередной раз отмочат уморительные главные герои — консьерж Густав и его юный помощник, портье Зеро Мустафа.
Европейский, с тонким юмором без лишних пошлости и трэша, но не совсем лишённый оных, «Отель «Гранд Будапешт» увлекает и завораживает. Киноманам смотреть в обязательном порядке.
Исчезнувшая
В этот раз Дэвид Финчер не подвёл. «Исчезнувшая» — фильм-неожиданность, фильм-неловкость, фильм-загадка.
Никогда не назвал бы Бена Аффлека многоплановым актёром, но это его роль, роль этакого увальня-раздолбая, который может непроизвольно улыбнуться прессе на фоне плаката с просьбой помочь в поисках пропавшей жены.
Как всегда прекрасна Розамунд Пайк. С её ангельской внешностью роль бесследно исчезнувшей Эми, пожалуй, подходит британской актрисе больше, чем кому-либо.
Что касается сюжета, то он… простой и, в общем-то, незамысловатый. Но как снято!
Помимо упомянутых медийных проблем главного героя, выливающихся для него в один сплошной непрекращающийся кошмар, а также по-финчеровски триллерно-детективной составляющей, одной из главных фишек фильма является анализ складывавшихся годами отношений между супругами. Этот самый анализ во время просмотра меня почему-то просто бесил и смешил одновременно — как же всё-таки точно расставлены акценты в извечном непонимании между мужчинами и женщинами!
В конечном итоге этот фильм прежде всего о силе общественного мнения и о том, что в любой семье под личиной образцово-показательной ячейки общества может скрываться множество проблем и тайн. Рекомендуется для просмотра молодым семейным парам.
Интерстеллар
Об этом фильме я кратко и восторженно писал ранее. Нолановский «Интерстеллар», если позволительны такие сравнения — это как толкиеновский «Властелин колец», только в будущем. Если бы Нолан вдруг решил сделать из «Интерстеллара» сагу из трёх частей, думаю, я был бы только рад.
Одному из лучших режиссёров современности удалось показать на экране воистину удивительный рассказ о межзвёздном путешествии горстки героев с уникальными навыками и целью спасения всего человечества от неминуемой гибели, в центре повествования которого история бывшего лётчика-испытателя, который до этого ни разу не бывал в открытом космосе и который до почти осязаемой боли хочет вернуться домой к своим детям.
«Интерстеллар» де-факто стал передовым образцом научно-фантастического кино, про этом собирая огромную кассу и не оставляя зрителей равнодушными. Почему же я так фривольно сравниваю его с фэнтези-сказкой Толкиена? Потому что вышло эпично!
Польский писатель-фантаст Яцек Дукай по этому поводу пишет:
Переломные научно-фантастические фильмы обычно устанавливают новый стандарт достоверности образа завтрашнего дня. Так было с «Космической одиссеей» Кубрика, а потом с фильмами, например, Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона. Мы распознаем этот переход по изменению ощущения «реализма»: с этого момента будущие, основанные на прошлых визуализациях, кажутся нам искусственными, пластиковыми, неправдивыми.
Это не фокус киноискусства, но результат тяжелой и трудоемкой концептуальной работы.
В рекламной компании «Интерстеллара» подчеркивался факт, что к появлению фильма приложил руку Кип Торн, физик, ответственный за одну из версий теории червоточин. Кроме прочего, он предоставил уравнения, которые Ноланы запустили на суперкомпьютерах (голливудский блокбастер обладает бюджетом побольше бюджета кафедры теоретической физики), и таким-то образом возникли первые точные виртуальности черной дыры с газовым диском.
Тем временем, это вовсе не единичный случай, но правило: Кубрик, Скотт, Кэмерон, Спилберг, Нолан – все они использовали для построения своих видений будущего человечества, людей, фирмы и институции, кующие это будущее на самом деле, в науке и в бизнесе.
Однако это не гарантирует футурологической точности – только достижение временного ощущения реализма. Будущие, визуализированные в научной фантастике, дезактуализируются чрезвычайно быстро. Но дезактуализированное отнюдь не умирает; становится оно теми Никогдеями подросткового эскапизма, странами снов, мечтаний и игр воображения, к которым охотно возвращаются читатели и зрители, несмотря на прошедшие десятилетия, с полным осознанием, что такие будущие никогда не наступят. Так, например, случилось с земным, мегаполисным будущим, изображенным в классике киберпанка.
В этом процессе, вместе с тем, можно сознательно перескочить средний этап: даже не пытаясь сделать правдоподобными видения будущего, сразу проектировать заражающую массовое сознание Никогдею, лишь на поверхности слегка приправленную эстетикой научной фантастики. Так – совершенно удачно – сделал Джордж Лукас, создавая свою космофэнтези «Звездные войны».
Пока данные не дезактуализированы — смотреть всем. Без исключений.